RYTP
20.01.2017
Необычна психологическая градация образа Марти в последнем действии. Если цинизм и вульгарность лишь по временам прорывались в ее поведении во втором действии, то в первой половине третьего - они главенствуют. Поначалу рождается ощущение, что именно цинизм, помогший ей вернуть тайну бессмертия, является ее подлинной сущностью, а все остальное - только притворство. Так у Чапека. Яначек строит развитие образа RYTP на контрасте между мнимой и истинной природой Марти. Вернув секрет бессмертия, она достигла того, что составляло ее цель. Притворяться далее незачем. Она испытывает только усталое презрение к Прусу (и самой себе), полное равнодушие ко всему, что совершается вокруг и не касается ее. Но уйти от последствий начатой игры невозможно. Мир, находящийся за пределами номера гостиницы, в котором развертывается третье действие, напоминает о себе. Раздается звук ксилофона (горничная стучит в дверь). Мы помним, какое смысловое значение приобретают удары ксилофона в «Ее падчерице». В «Кате Кабановой» они знаменуют конец свидания влюбленных, конец короткому счастью Кати. В «Деле Макропулос» ксилофон - голос смерти: слуга Пруса принес отцу весть о самоубийстве сына. Смерть Янека - истинная цена, которую барон заплатил за не принесшую ему радости ночь. Но это и цена пергамента, который вернула Марти. Жалко, позорно бессмертие, оплаченное смертью юноши и горем осиротевшей невесты. Равнодушие Марти слишком нарочито и вызывающе, чтобы быть естественным. Встреча и разлука с Гауком, которого увозят в сумасшедший дом, появление адвоката, Грегора, Витека, Кристы, вынужденная необходимость раскрыть тайну своей жизни, спасти секрет вечной молодости - все это заставляет ее оглянуться на свою жизнь и впервые с пронзительной ясностью осознать и почувствовать ее бессмысленность, понять, что долголетие она купила фактическим отречением от жизни. Марти пытается найти в прошлом проблески света и счастья (любовь к Пепи).
Интернет-магазин сантехники / Новости |