Основании знакомства
14.01.2017
Достаточно сравнить сказанное Яначеком о Мусоргском в 1909 году с записями 1916-1919 годов, чтобы увидеть, как изменились его суждения. Это обусловлено творческой эволюцией художника и пришедшим к нему после пражской премьеры «Ее падчерицы» (1916) признанием, позволившим объективно оценить великих предшественников. Конечно же, в эти годы Яначек судил о Мусоргском уже не с чужих слов, а на основании знакомства с его музыкой. В 1919 году «Борис Годунов» был возобновлен на сцене Национального театра в Праге. Мы не располагаем доказательствами, что Яначек был на спектакле. Он утверждал позднее, что впервые увидел оперу в Брно, где она была поставлена в 1923 году. Занимаетесь ремонтом дома? Выбирайте облицовочный камень для цоколя. К тому же, стоимость облицовочного камня не ударит по вашему карману. На одном из брненских представлений «Бориса Годунова» присутствовал Яначек. Свое мнение об опере он высказал в беседе с корреспондентом «New-York Times». На вопрос, каким операм он отдает предпочтение, Яначек ответил: «Год назад я впервые услышал «Бориса Годунова» и чрезвычайно им восхищен» (and admired it very much). «Борис» и «Луиза» Шарпантье. Но «Луиза» немного утомила». Таковы некоторые высказывания Яначека о Мусоргском в их эволюции. К этому можно присоединить и свидетельство М. Брода: «Яначек несколько раз заметил, что Мусоргский был единственным композитором, у которого он чему-то научился». Композитор собирал рецензии, посвященные его произведениям, и статьи на другие, ему близкие темы. Некоторые вырезки хранят пометки Яначека. Остановимся на двух из них. В статье М. Брода, посвященной книжке М. Кальвокоресси о Мусоргском, в которой рецензент проводит параллель между чешским и русским композитором, Яначек подчеркнул заглавие «Неоцененный гений» (199). Если бы сопоставление с Мусоргским показалось ему неверным, он, несомненно, оспорил бы его на полях, как поступал всегда. Еще более показателен второй пример.
Интернет-магазин сантехники / Новости |