Впечатления жизни
14.01.2017
В народных массах России в начале XVII века широкое распространение получила легенда о «мужицком царе», о «царе-избавителе», связанная с именем царевича Димитрия. Представление о «батюшке-царе», навеянное оперой Дворжака, трудно было примирить с концепцией Мусоргского - Пушкина, по которой любой царь (Годунов, Самозванец) одинаково враждебен народу. Позднее, не изменив симпатии к «Димитрию», Яначек принял и оперу Мусоргского. Это произошло после пражской премьеры «Ее падчерицы». В лекциях 1916 года и последующих лет он не раз упоминает имя Мусоргского. В тезисах лекции «Объективная ценность художественного произведения Я.начек остановился на волновавшей его проблеме реализма в музыке, указав на два противоположных типа композиторов. Одни подчиняют впечатления жизни раз навсегда установленным формам, и их произведения лишь ассоциативно связаны с реальностью. Другие идут от жизни, пропуская ее через горнило собственной души, смело нарушая обветшалые формы; для них творчество - непосредственное проявление жизни. Ваш участок имеет непрезентабельный вид? Закажите удаление деревьев. Яначек называет трех композиторов и три произведения, отнесенные им к данной категории: «В 1876 году М. Мусоргский написал «Бориса Годунова»; в 1900 году Г. Шарпантье «Луизу»; в 1904 году состоялось первое представление «Ее падчерицы», начатой в 1895 году. Полагаю, что об этих композиторах можно сказать, что они не прислушивались к игре бесплодной фантазии (ze пе slyseli sice travu rust), но вслушивались и первыми осознали мотивы человеческой речи. Кто же из троих окажется самым правдивым выразителем человека и природы?». К этому вопросу Яначек вернулся, составляя конспект лекций по истории оперы (июль 1917 года), где наметил несколько видов и жанров музыкальной драматургии.
Интернет-магазин сантехники / Новости |