Ts 68

14.01.2017


Как убедительно доказал И. Фукач, критицизм 3. Неедлого по отношению к Яначеку обусловливался противоположностью их эстетических позиций. Автор «Ее падчерицы» воспринимался ученым как противник Сметаны. А для Неедлого Сметана являлся художником, определившим основное направление чешской музыки. Теория «речевых мелодий» ts 68 была истолкована Неедлым и Долежилом как декларация воинствующего натурализма, а увлечение народным творчеством понято как возврат к фольклоризму досметановской эпохи.

В цикле лекций, посвященных развитию чешской оперы, прочитанных в Праге (1910) и легших в основу книги «Современная чешская опера после Сметаны», 3. Неедлы охарактеризовал автора «Ее падчерицы» как последователя Балакирева и «Новой русской школы», применявшего к местным моравским условиям метод этнографизма! Для Неедлого это было новым доказательством того, что Яначек стоит на позициях, противоположных Сметане и его преемникам - Фибиху и Фёрстеру. Он писал, что автор «Ее падчерицы» находился под сильным влиянием «Новорусской школы балакиревского направления 1 и его опыты в области моравской оперы имеют много общего с этой школой и с ее ошибками, которые могли бы для него послужить предостережением». Одной из причин отрицательного отношения Неедлого к Яначеку было ошибочное отождествление композитора с консервативными моравскими музыкантами, якобы стремившимися создать независимую от чешской моравскую культуру и тем самым проявлявшими сепаратистские тенденции.

Яначек присутствовал на лекции Неедлого, в которой тот подверг критике «Ее падчерицу». Если к этому прибавить неладившееся сочинение оперы «Прогулка пана Броучка на Луну», неприятности в Органной школе, болезнь композитора, то не трудно понять его тяжелое душевное состояние. Об этом следует помнить при оценке позиции Яначека по отношению к предстоящей премьере «Бориса Годунова».









Сантехника: ванны, душевые кабины, мебель для ванных комнат
Лист отбора  Корзина  Телефон офиса
(495) 721 80 37
с 10:00 до 19:00, Пн-Пт